подборка полезной информации для владельцев LADA Granta |
Топ-модель. Lada GrantaНа горе Ахун возле Сочи было холодно. С моря дул пронизывающий ветер, свинцовые тучи заливали город-курорт очередным ливнем... Замерзший коллега решил согреться грантовской «печкой». Повернул ключ в замке зажигания, но забыл, что серебристо-серый седанчик стоял на передаче. Машину не удержал даже затянутый «ручник». Бум! Есть первый независимый краш-тест Лады Гранты! Владимир МЕЛЬНИКОВ, фото Романа TAPACEHKO На счастье, перед Грантой не было ни одной из тонированных Приор, которые в огромном количестве поднимаются на Ахун в свадебных кортежах. Правой половиной бампера машина ткнулась в металлический рельс отбойника... Обидно. А как стыдно перед вазовцами! Они к этому тест-драйву подошли очень серьезно — ключи от автомобилей выдавали только после проверки на содержание алкоголя в крови, установили на лобовом стекле видеорегистраторы. Но наш. как назло, не включался. Осматриваем повреждения. Симпатичный бампер треснул и выскочил из-под правого крыла, само оно слегка уехало назад, а капот — влево. Обломан крепеж фары и радиаторной решетки, погнута рамка радиатора. И это на пешеходной скорости. А что будет после «страхового" краш-теста при 15 км/ч? Вазовцы не знают: такой удар требованиями сертификации не предусмотрен. Причем всеобщая оптимизация конструкции Гранты здесь только во вред: если на Калине можно было отдельно поменять решетку радиатора, то у Гранты — только вместе с бампером. А будь удар посерьезнее? Все серийные Гранты даже в «пустой- версии Стандарт оснащены водительской подушкой безопасности японской фирмы Takata. И хотя руководитель проекта Олег Груненков уверяет, что таково пожелание клиентов, закрадываются смутные сомнения: может. Гранта без подушки безопасности прошла бы краш-тест нашего рейтинга безопасности со скорости 64 км/ч немногим лучше Калины? Так или иначе, из-за подушки цена Гранты Стандарт выросла всего на девять тысяч рублей — в декабре такие автомобили можно будет купить за 229 тысяч. Или нельзя? На персональном сайте модели www.granta.lada.ru прием заявок на Гранты открылся еще в сентябре — чтобы получить автомобиль с декабря по март. Но в Москве. Краснодарском крае или в Самарской области квоты уже выбраны! Появятся ли до этого момента «свободные" автомобили, не знают ни завод, ни дилеры. Зато ходят устойчивые слухи о том, что с Нового года Гранты обязательно подорожают. В Сочи вазовцы привезли не базовые Стандарты, а Нормы на легкосплавных колесах — по 260 тысяч. О разнице между этими версиями и о создании Гранты мы уже рассказывали (АР №9, 2011). Вкратце напомню. Под капотом Гранты Норма — восьмиклапанник ВАЗ-21116 от Приоры: с облегченной шатунно-поршневой группой фирмы Federal Mogul. Как только производство деталей наладят в Тольятти, эти моторы будут ставить и на базовые Гранты, но сейчас Гранта Стандарт довольствуется менее мощным двигателем от Калины. Рулевое управление на версии Норма — с электроусилителем корейской фирмы Mando и «короткой рейкой", выпуск которой в промышленных объемах наконец-то освоило механосборочное производство АвтоВАЗа. А ведь ее нам обещали еще четыре года назад... Говорят, были проблемы с закупкой оборудования. Но на Стандарте — прежняя «рейка»: лишенный усилителя руль делает между крайними положениями не три, а четыре оборота. Добавьте сюда нерегулируемую рулевую колонку, отсутствие центрального замка, салонного фильтра и передних электростеклоподъемников — и... Помоему, имеет смысл доплатить за Норму.
Это я рассказываю местным, которых Лада Гранта отвлекает даже от свадебных гуляний. — Эй, ты только посмотри, какой салон! Явная удача дизайнера Игоря Потапова. Симметричная панель из темного пластика выглядит «взрослее» калиновской. На ходу ничего не дребезжит — разве только козырек панели приборов. Она здесь тоже новая, научно-промышленного холдинга Итэлма. Приятная зеленая подсветка, отличный шрифт шкал спидометра и тахометра, борткомпьютер... Стоп, а где указатель температуры охлаждающей жидкости? Попал под сокращение: отдельный шаговый электромотор означал лишние затраты, да и в надежности модернизированной системы охлаждения вазовцы уверены. Пусть так, но индикатор непрогретого мотора был бы нелишним.
Еще один прецедент для автомобилей из Тольятти — трехспицевый руль компании Takata. Вообще, среди поставщиков комплектующих для Гранты много новых, причем для каждой детали пока лишь один производитель. Среди недавно появившихся партнеров и немецкая фирма Anvis, выпускающая для Гранты опоры силового агрегата. Увы, они не в силах усмирить бегущие по полу вибрации. Но если сравнивать с Калиной, то ворчание двигателя в городе почти не мешает, несмотря на менее развитую шумоизоляцию пола и моторного щита. Посвист ветра различим только после 110 км/ч: коэффициент аэродинамического сопротивления Гранты на 8% меньше калиновского. А главные раздражители — гул от дороги и «стреляющие» по аркам камни. Обязательно нужно ставить «кооперативные» подкрылки — заводских сзади нет вообще, а передние едва прикрывают половину изнанки крыла. В целом уровень шумов сравним с таковым в Логане. Хотя, если судить по ценам, то соперниками Гранты числятся седаны попроще — Daewoo Nexia и ZAZ Chance.
Но такого мотора у конкурентов нет точно! Вазовский восьмиклапанник. сбросив вес, сохранил прежнюю «низовую» тягу, но гораздо бодрее раскручивается выше 5000 об/мин. По ощущениям, в нем даже больше заявленных 90 л.с. — не зря же по паспорту Гранта Норма набирает 100 км/ч быстрее Гранты Люкс с 98-сильным шестнадцатиклапанным мотором! Не «подкорректированы» ли цифры в характеристиках? Дело в том, что 90 л.с. — это верхняя граница, после которой завод должен платить акциз за каждый выпущенный мотор. Или все дело в спецсборке, как это уже бывало на презентациях Калины и Приоры в 2005 и 2007 годах?
Паспортные данные
Если это так, то вазовцы могли бы получше отрегулировать и механизм переключения передач. Он достался от Приоры практически без изменений — и по-прежнему ужасен. Если втыкать повышенные передачи удается почти без запинки, то при понижении нужно выдерживать длительные паузы. Усилия на трясущемся рычаге — мужские, издаваемые коробкой звуки — нечеловеческие. Жить с этим предстоит не меньше года — тросовый привод и новые синхронизаторы поспеют в лучшем случае к концу 2012 года. Зато по управляемости Гранта — совсем не Приора! И даже не Калина: не зря за «печку» при доводке шасси была выбрана Самара как самая «драйверская» модель из Тольятти. Чтобы Гранта обрела желанную остроту реакций, калиновские амортизаторы перенастроили и поиграли с углами установки колес. Кастер увеличили на градус, до 2°40', задние колеса получили отрицательный развал и положительное схождение. В итоге машину хорошо чувствуешь и на довольно быстрой дороге от Красной Поляны до Адлера, и на закрученном подъеме на Ахун, причем на стабильность Гранты в поворотах почти не влияют огрехи покрытия. Панель приборов —украшение мрачного грантовского салона. Трипкомпьютер показывает напряжение в бортовой сети, мгновенный и средний расходы топлива, запас хода до пустого бака... и бессмыслицу, которую вы видите на фотографии: это заготовка для суфлера моментов переключения передач
Но на скоростной трассе вокруг Сочи руль, радовавший приятной тяжестью даже в пологих дугах, предательски пустеет. Где ты, четкий ноль? Размазан тотальной экономией. Главный конструктор Гранты Сергей Мединец говорит, что для решения проблемы нужно устанавливать дополнительные датчики угла поворота руля и менять программу управления электроусилителем. Может быть, позже... А пока баранка безвольно покачивается туда-сюда, а вслед за ней смещается и автомобиль: чувствительность рулевого управления здесь гораздо выше, чем у Калины. А еще слишком скользкими показались базовые шины Amtel Planet-2P, которые быстро дали понять, что в предельных режимах Гранта сохранила калиновскую предрасположенность к сносу передка. Зато никакой раскачки! Конечно, Гранта жестче. Педантично отстукивает каждую щель на дороге и мелко подрагивает на незаметном для глаза микропрофиле. Но подвеска держит кузов на самых крупных волнах и не пасует перед откровенными колдобинами. Очень похоже на Приору, хотя по техническому заданию плавность хода Гранты должна была быть не хуже, чем у Калины. По мне, вышло даже лучше. И вообще, если не касаться нюансов управляемости и закрыть глаза на ужасный привод коробки и типично вазовские тормоза с тяжеловатой педалью, то... Выходит, что именно Гранта, такая дешевая и простая, — и есть топ-модель АвтоВАЗа? Ведь она лучше и Калины, и Приоры! Не говоря уже про Самары и заднеприводную «классику». Сместить ее с подиума сможет разве что Калина-2, которая появится не раньше чем через год. Впрочем, у нее уже будет грантовская подвеска (возможно, со вновь доработанными амортизаторами и новым креплением задних амортизаторов к кузову), то же рулевое управление, те же моторы. Кардинально другой будет только внешность. Увы, симпатичный передок Гранты не станет приметой пока что отсутствующего «марочного стиля» АвтоВАЗа. А сама Гранта во второй половине будущего года прирастет версией Люкс с шестнадцатиклапанным мотором. У нее будет другая комбинация приборов с навигацией и раздельная спинка задне- Багажник Гранты Норма можно открыть ключом или кнопкой из салона. Погрузочная высота — 66 см, чуть больше, чем у Калины, а объем — внушительные 480 л. Среди«ценовых»конкурентов вместительнее только Daewoo Nexia. Единственное удобство — плафон освещения. Ручка для закрывания, возможно, появится на Гранте Люкс. Пока же приходится хвататься за край усилителя крышки — чтобы не обдирать ладонь, на него надет резиновый уплотнитель
го сиденья с подголовниками. В списке оснащения — АБС, подушка безопасности переднего пассажира, кондиционер, электрообогрев лобового стекла и аудиосистема. Вазовцы говорят, что все это будет стоить примерно 300 тысяч рублей, а Гранта Люкс с -автоматом» Jatco — 350 тысяч. Всего в следующем году АвтоВАЗ сделает 146 тысяч Грант. Причем это будут не только седаны! На конец года запланировано появление пятидверной Гранты — хэтчбека, или, как его называет Олег Груненков, «большого хэтчбека» — с таким же массивным, как у седана, задним свесом. Тогда же, скорее всего, уйдут на покой хэтчбеки BA3-2113 и 2114. А седан с индексом 2115, который в Тольятти видят серьезным соперником Гранты, уберут с конвейера еще до Нового года. В более далекой перспективе — обновление Приоры и Нивы. А как же «логановская» платформа «бэноль», права на использование которой АвтоВАЗ купил у альянса Renault-Nissan за 100 млн долларов? В первом квартале будущего года в Тольятти начнется выпуск универсалов Лада Ларгус — фактически это Dacia Logan MCV с иными бампером и решеткой радиатора. Но собственных разработок на основе этой платформы, по словам Сергея Мединица, в ближайшем будущем не планируется. Источник: Журнал Авторевю |